Женщина – слабое, беззащитное существо, от которого невозможно спастись!
Иван Кузнецов. Дилогия "Лестница в небо" и "Тень мессии".
Я советую прочитать дилогию Ивана Кузнецова "Лестница в небо" и "Тень мессии". Сейчас жанр научной фантастики стал очень непопулярен, но эта дилогия – тот редкий случай, когда научная составляющая настолько минимальна и необременительна, что даже совсем не разбирающимся в науке людям не помешает получить удовольствие от чтения. Вообще этих книгах присутствует столько различных составляющих: научная фантастика, приключения, философия, психология. И они удивительно гармонично сочетаются, увлекая читателя в необыкновенный мир. Каждый найдет в этих книгах свой собственный смысл.
Отдельного упоминания заслуживает структура книг. Повествование ведется попеременно от лица землянина Геннадия Павлова, радорианина Кэлеона Рат Канги и элианина Итени Рина, причем все части написаны от первого лица. При этом автор умудрился удивительно правдоподобно передать внутренний мир инопланетян. Они не похожи на людей! Совсем! (Чем иногда грешат другие фантасты: у них иные формы жизни ведут себя в точности как люди). И радориане, и элиане, а также все другие инопланетные цивилизации удивительно точно и непротиворечиво продуманы во всем! У них свое мировоззрение, мироощущение, своя вера, традиции и отношение ко всему. Сам способ мышления отличается. И когда это подается на примере двух рас изнутри их глазами – это удивительно! И веришь, что да – они не люди! Потому что через призму их восприятия взгляд на одни и те же события абсолютно различен! Взять хотя бы название, которым именуют расу сверхсуществ: элиане – Наблюдателями, а радориане – Корректорами. Уже одно это показывает, насколько разнится отношение этих рас к одним и тем же вещам.
Как я уже упоминала, повествование ведется попеременно от лица представителей трех рас: землян, радориан и элиан. Причем зачастую одни и те же события показываются с трех разных точек зрения. Благодаря этому возникает удивительный эффект объемного восприятия событий со всех сторон; нет однобокого представления, что только мы здесь единственно правые. На мой взгляд – это несомненное достоинство книги. Редко кому из авторов удается настолько достоверно это подать.
Ну и немного о сюжете книг. Жил себе спокойно Геннадий Павлов, рядовой землянин и наш современник, пока не заявился к нему Наблюдатель и не предложил вступить в межрасовую группу оперативного реагирования (что-то вроде спецназа ООН галактики – под патронажем Наблюдателей естественно) представителем земли. Геннадий решил: почему бы и нет. Молодость, приключения, романтика иных миров. Поначалу он это всерьез и не воспринимает. То есть отдает отчет, что это не сон, и не бред, но всё словно понарошку, как в игре. Поэтому он и пропускает мимо ушей вопросы Кэлеона, пытающегося понять происходящее. И только много позже начинает всерьез задумываться: а действительно, зачем он Наблюдателям? Хоть они и сделали его телепатом, и улучшили реакции человеческого тела, но он все равно много худший телепат, чем большинство элиан, и намного уступает в физической форме любому рядовому радорианину, не говоря уж о профессиональных оперативниках. Однако Наблюдатели раз за разом настаивают на его участии во всех операциях, хотя он по сути в отряде балласт. Зачем? Они каждые полгода устраивают ему каникулы домой на пару недель, хотя доставка туда и обратно требует немало ресурсов, и тщательно скрывают координаты земли от других рас. Почему? Постепенно Геннадий понимает, что Наблюдатели целенаправленно куют из него орудие для своих целей. И перед ним встает выбор: подчинится им или идти своим путём? А куда идти? Чем больше Геннадий находит ответов на вопросы, тем больше понимает, что выбора у него нет. Приходит горькое осознание, что все молодые расы для Наблюдателей просто новые ступеньки на лестнице в небо. И внешний конфликт с враждебной силой только добавляет драматизма к конфликту внутреннему, в первую очередь внутри героя. Он отчаянно ищет другие пути и, несмотря ни на что, пытается остаться человеком.
Явного хэппи-энда у этой дилогии нет, конец открытый и очень грустный. Но неистребимая горячая надежда на чудо, которую испытывает Геннадий, в последний раз глядя на небо, поневоле передается читателю. И хочется верить, что всё не напрасно. "Ведь не бывает дорог в никуда"…