На меня очень большое впечатление произвела книга Виктории Угрюмовой "Имя богини". На первый взгляд казалось бы – что особенного? – очередное фэнтези про попаданку в другой мир. Но! Эта книга очень сильно выделяется на фоне большинства подобных – она совсем другая по сути и глубинному смыслу, вложенному автором в книгу. Приключения попаданки здесь совсем не главное и не самоцель… но обо всем по порядку.
Вообще-то эта книга только начало тетралогии под общим названием "Кахатанна", но об остальных трех чуть позже. Сначала хотелось бы выделить первую книгу.
Итак, главная героиня, молодая женщина Каэтана жила себе спокойно в нашем мире, пока её не начали мучить странные кошмары. В них она летела к замку на чей-то зов, видела в окне башни своего двойника, но на её попытку влезть внутрь, с крыши срывалась горгулья и накидывалась на героиню. И так каждую ночь. Устав бояться, она решает, что хватит позволять сну управлять собой, надо самой управлять сном, и засыпает, сжав в кулаке большой нож. Как ни странно, помогает! Во сне она оказывается с ножом и отбивается от горгульи, после чего залезает в окошко башни. Обрадованный маг заявляет, что наконец-то он её дозвался, толкает героиню к двойнику и производит их слияние в одно целое. С этого момента её жизнь меняется навсегда.
читать далее Не успевает она получить от мага никаких объяснений, как появляется странный незнакомец в черном и убивает мага. Героиня остается одна, не понимая, что происходит, и без малейшего представления, что делать дальше. Отправившись поискать в замке кого-нибудь ещё, кто сможет ответить на вопросы, она находит только трупы – всё население замка уничтожено. Однако в одной из комнат ей оставлено дорожное снаряжение, деньги и послание с указанием идти к мудрецу Тешубу за ответами. За неимением других идей, что делать дальше, Каэтана отправляется в путь. В дороге она встречает альва Воршуда, который бежит в столицу от войны. Так как им по пути, они едут вместе, и девушка пользуется случаем узнать побольше об этом мире. В первую очередь она интересуется незнакомцем в черном, и по её описанию Воршуд узнаёт нового бога смерти Малаха га-Мавета.
На этом все сходство с другими книгами про попаданцев заканчивается. Потому что русло, по которому начинают течь события, становится совершенно неожиданным. Новые и старые боги начинают попадаться на пути главной героини с подозрительной частотой, и если первые примитивно хотят её уничтожить (почему и зачем?), то вторые реагируют на её появление непредсказуемо и странно, и ничем этого не объясняют.
Каэтана, в отличие других героинь-попаданок, совершенно не рвется домой. Она почти сразу признает этот мир своим, и не заморачиваясь причиной этого чувства, просто ищет ответы на вопросы: кто она? И что ей делать теперь? В пути к ней присоединяются люди (и не только люди), так же потерянные в жизни, как и она сама, с изломанной судьбой. Но встреча с Каэтаной что-то кардинально меняет в их жизни. Героиня не рвется всех осчастливить и не навязывается со своей помощью спутникам, она просто принимает их в команду, чтобы безопасней добираться до мудреца (а каждый из них тоже следует к нему за ответами на вопросы). Каэтана всегда остается верной себе и живет с четко расставленными приоритетами, видя суть людей, событий и вещей. Она не пытается подстроиться под этот мир, и несет свою ношу с достоинством, не склоняясь перед событиями и богами. И спутники, глядя на неё, общаясь с ней, начинают жить в "её" мире, понимать истинную ценность жизни. Их сплачивает общее хождение по краю смерти, и в разговорах с друзьями героиня говорит очень много мудрых вещей. Вроде бы простых и очевидных, но мы не задумываемся от этом, и каждая фраза воспринимается как истина. И веришь: да, это так! Почти каждый диалог Каэтаны со спутниками настолько эмоционально пронзительный и наполнен таким глубинным смыслом, что при каждом прочтении они воспринимаются как откровение. Хочется раздергать её фразы на цитаты, заучить и использовать как руководство к жизни. Неудивительно, что весь мир её друзей переворачивается. Очень быстро они привыкают к постоянному появлению в их жизни богов (хотя в начале даже имена их боялись упоминать) и уже без страха встают на защиту Каэтаны на пути божественных врагов. Меняется и сама героиня. Хоть ей и мешают найти ответы на вопросы, и ничего существенного о подоплеке происходящего ей узнать не удаётся – но это подстёгивает её внутренний, духовный поиск. И Каэтана начинает осознавать-ощущать-понимать суть мира вокруг, людей и событий, причинно-следственную связь всего этого. И в итоге находит себя настоящую…
Самое поразительное, что на протяжении всего пути героини читатель как бы видит мир её глазами, ощущает его, понимает и сопереживает. Эмоциональная составляющая книги очень сильна! Она подхватывает огромной волной с первых страниц и несет без остановки до самого конца. Книга читается легко и взахлеб, и цепляет что-то внутри. Конец настолько пронзительный, что слезы на глаза наворачивается.
На этом можно было бы закончить, но есть ещё три книги цикла. Третья и четвертая книги идут единым сюжетом и практически не разделяются по смыслу, читать их надо вместе одну за другой, а вот вторая книга служит своеобразным прологом к ним. В ней мир расширяется многократно (в первой книге все события ограничиваются одним материком), приобретает небывалый объем и глубину, насыщенность и четкость. Появляются новые герои (им суждено играть немалую роль в следующих книгах), рассказывается их история и их путь до встречи с главной героиней. Каэтана же впервые получает сведения о грядущих бедах, и начинает готовится к борьбе с ними. Как я и сказала, своеобразный пролог к последующим событиям, поэтому книгу можно строго не судить (она заметно проигрывает на фоне первой). Её можно было бы и не читать… Но! Тогда в дальнейших книгах будут уже непонятны некоторые моменты и нюансы, потому что они там уже не объясняются (раз все объяснения были даны во второй).
Зато в третьей и четвертой книгах снова становится интересно. Все новые герои встречаются с Каэтаной, и начинаются новые приключения. События набирают обороты. Масштаб и драматизм их тоже значительно увеличивается. Последние книги читаются также легко и с неослабевающим интересом, как и первая. Конечно, по эмоциональности они слегка проигрывают, поэтому после первой кажется, что чего-то не хватает, но увлекательность и интрига сюжета перекрывают всё.
Хотя, Николай Николаевич сказал, что если б не было последних трёх книг, первая была бы бесспорным шедевром! А так, они её принижают. В принципе, я с ним согласна. Но! Мой любимый герой в этой тетралогии – древний бог смерти Тиермес. Он абсолютно не похож на людей ни внешним видом, ни поведением (а это редкость, чтобы автору удалось убедительно показать такого героя). Этакий великан с голубой кожей, серебристыми драконьими крыльями и ртутными глазами. Он хладнокровен, до ужаса могущественен, инстинктивно пугающ, но вместе с тем удивительно обаятелен. Эта симпатия к нему ничем не объяснима. Но этот герой, по-моему, самый яркий, необычный, живой и ни на кого не похожий – подобных я в фэнтези больше не встречала. Но в первой книге он мелькает только в одном эпизоде (по которому сложно о нём судить), а в последующих книгах он – один из основных героев, и показан необыкновенно ярко. Я горячо обожаю Тиермеса, и поэтому люблю последние книги тетралогии за то, что его там много! Несмотря на то, что они немного проигрывают на фоне первой. А вообще вся тетралогия "Кахатанна" сильно выделяется на фоне подавляющего большинства современного фэнтези, и чего в ней точно нет, так это банальностей книг про попаданок. Книги очень необычны и самобытны, и хотя бы первую стоит почитать!